| Леопард 2AV
Программа единого американо-западногерманского основного боевого
танка потерпела фиаско, однако военные обеих стран не хотели
отказываться хотя бы от частичной стандартизации боевых машин. В 1974
г. между ФРГ и США было заключено соглашение о стандартизации отдельных
компонентов (основное вооружение, боеприпасы, система управления огнем,
двигатель, трансмиссия, гусеницы) перспективных танков - американского
ХМ-1 и немецкого "Леопард-2". Согласно соглашению конструкторы фирмы
Порше разработали модификацию танка "Леопард-2К", получившую
обозначение "Леопард-2АV" (АV - Austere Version). Данная модификация
послужила базовой машиной для серийных танков "Леопрад-2А". Отдельные
оптимисты по обе стороны океана не исключали принятия на вооружение
армий США и ФРГ или ХМ-1, или "Леопарда-2АV", а в случае успеха
немецкой конструкции - возможности производства "Леопарда" в США.
Опытный образец "Леопарда-2АV" был готов в 1975 г. Основное его отличие
от танка "Леопард-2К" заключалось в установке башни новой конструкции с
усиленным многослойным бронированием. Топливные баки и боеприпасы были
размещены в специальных взрывобезопасных контейнерах. По-прежнему так и
не был решен вопрос о типе орудия. К 1976 г. испытания проходили танк с
башней Т-20, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой Rh-120, и танк с
башней Т-19, вооруженный 105-мм нарезной L-7. Надо сказать, что сами
немцы к 1976 г. склонялись к установки 120-мм пушки, однако их
заокеанские коллеги не были уверены в правильности такого решения.
Поскольку вышеупомянутое соглашение предусматривало стандартизацию
танковых орудий, американцев требовалось убедить. Опытные танки
отличались не только пушками; в башне Т- 20 (башня 20-го прототипа
танка "Леопард-2") была установлена система управления огнем германской
фирмы АЕГ-Телефункен, а в башне Т-19 (башня 19-го прототипа танка
"Леопард-2") - американской фирмы Хьюз. Таким образом, немцы делали
ставку на 120-мм орудие, американцы - на 105-мм. Будущее показало
правоту западногерманских конструкторов.
В 1976 г. танки были доставлены в США на Абердинский полигон для
проведения испытаний (испытания проходили с 26 сентября 1976 г. по
январь 1977 г.), которые проводили исключительно американцы. Германскую
сторону на испытаниях представляла только команда наблюдателей. Условия
испытаний были максимально приближены к условиям, в которых проверялся
танк ХМ-1. Прототип № 19, вооруженный 105-мм пушкой предназначался для
баллистических испытаний. В 120-мм пушку американцы не верили и с 20
-го прототипа башня была демонтирована еще в ФРГ. Вместо башни была
установлена цилиндрическая болванка с массой, аналогичной массе башни
Т-20. Этот танк предназначался для ходовых испытаний. Программа
испытаний была согласована представителями США и ФРГ. Единственным
пунктом, вызвавшим неудовольствие немцев стал отказ американских
военных установить систему юстировки ствола, которая являлась составной
частью системы управления огнем танка "Леопард-2АV". Забегая вперед,
следует отметить, что результаты стрельб были единственным показателем,
по которому "Леопард-2" уступил ХМ-1.
Испытания включали проверку разгонных и тормозных характеристик,
преодоление подъемов и спусков, движение по наклонной поверхности, марш
протяженностью 3000 миль (4820 км) по шоссе и пересеченной местности.
"Леопард" перекрыл все американские нормативы для танков ХМ 1. Норматив
для американского танка предусматривал достижение скорости 32 км/ч (20
миль/ч) при трогании с места за 9 с; немецкие танки разогнались один за
7, 0 с, другой за 7, 7 с. 20-й прототип преодолел 3000 миль без
серьезных поломок за 17 дней, в то время как прототип ХМ-1 фирмы
Дженерал Моторс за 21 день, а опытный ХМ-1 фирмы Крайслер за 24 дня. За
время марша у танка "Леопард-2" нарекания вызвали только поддерживающие
гусеницу катки, без изменений перенесенные на него с танка "Леопард-1".
В будущем их требовалось усилить. Надежность ходовой части танка и его
силовой установки оказалась сюрпризом даже для разработчиков
"Леопарда". Были отмечены лишь поломки микропереключателей в системе
управления и разрыв сварного шва в теплообменнике. В целом оба
прототипа наездили в США порядка 6000 км, при этом ни разу не
потребовалось менять двигатели или трансмиссии. Прекрасно
зарекомендовала себя система охлаждения, несмотря на то, что во время
испытаний температура воздуха было+ 30-35° С.
Баллистические испытаний проводились только для прототипа № 19 танка
"Леопард-2". Стрельба велась с трех различных типов траков на дистанции
от 1500 до 2500 м, всего было произведено порядка 3000 выстрелов.
Конструкторам фирмы Краусс-Маффей была хорошо известна особенность
английской пушки L7, установленной на танке "Леопард-1", быстро
нагреваться в процессе стрельбы и, вследствие этого, ствол прогибался,
что приводило к повышенному рассеиванию снарядов. Поэтому на
"Леопарде-2" они ввели минутную остановку стрельбы после каждого
десятого выстрела, совмещенную с юстировкой, которая производилась
оптическим прицелом наводчика и коллиматором, установленном на дульном
срезе. Американцы также использовали такие орудия на танках М-60, но им
удалось добиться большей скорострельности без ухудшения кучности
стрельбы, и их не устраивало снижение темпа стрельбы соггасно немецкой
методике. В целом результаты баллистических испытаний "Леопарда-2"
оказались несколько хуже, чем у обоих прототипов ХМ-1. Немцы пытались
оспорить полученные испытания, мотивируя в частности нетипичностью для
Германии условий, в которых велась стрельба; характерно, что
"нетипичность условий" ходовых испытаний западногерманские наблюдатели
не оспаривали. Все же результаты баллистических испытаний были для
"Леопарда" совсем не плачевными. Система управления огнем в конце
стрельб функционировала так же надежно, как и в начале. Возможность
командира танка прицеливать орудие и производить выстрел независимо от
наводчика резко уменьшала время реакции на угрозу и произвела большое
впечатление на американцев. Как и в случае с МВТ-70, каждая страна пошла своим путем, и
даже намеченная программа стандартизации отдельных конструкционных
узлов основных боевых танков была сильно урезана. Последняя попытка
была предпринята в 1977 г., когда на один из опытных "Леопардов" был
установлен газотурбинный двигатель AGT1500 танка ХМ-1. В ноябре того же
года этот танк испытывался на западногерманских полигонах. Результаты
испытаний впечатления на консервативных немцев не произвели - они
остались верны "старому, доброму" дизелю.
| |